пятница, 18 декабря 2009 г.

Sauer №2

Рождественский органный концерт в филармонии прошел нынче в некотором чемоданно-коммивояжерском духе. Мужской конферанс - приятно. Реклама январских концертов "за полцены" в качестве анонса и задержка времени начала на полчаса - не слишком. Выставка тряпичных кукол и детских рисунков - отвал башки :) с елочками сочетаются просто замечательно. Закрытое и продуваемое всеми ветрами темное малое фойе и торговля книжками в большом - недоумеваю. Узкие проходы, одна открытая дверь на зал, - пожарников на вас нет. Много нарядных людей, совсем не как на обычных абонементных концертах - создает ощущение праздника.
Далее программка:

Рождественский органный концерт
Исполнители:
Победитель Всероссийского конкурса органистов (2007), лауреат международных конкурсов Тарас Багинец (орган)
Лауреат национальной премии "Золотая маска" Светлана Матвеева (сопрано)



Девушка поет чарующе, вибрирующий низкий голос с органом создают дрожь в позвоночнике. И пела она не одну "Аве Марию", а аж три подряд. И каждая - другое настроение создает.

В программе:
Бах. Рождественские хоральные прелюдии
Бах И.С. Прелюдия и фуга соль мажор


Бах - Гуно. Аве Мария
Шуберт. Аве Мария
Каччини. Ave Maria!
Так вот.
Первый - романский такой, жестко-непреклонный, полный что ни на есть ветхий завет и бог, которого лучше не гневить, и никакого смысла возражать. Ну и вестники его соответствующие - неторопливы и вальяжны, проникнуты важностью своей роли в историческом моменте, и мало заботятся об общей гармонии.

Второй - те вестники, которые привычны и стали уж общим местом, костел, слезы подступают к горлу, все как полагается. Отстраненность от этой малышки и ее судьбы на все сто, что и правильно - ибо нефиг.
Третий - неожиданный и внезапно-нервный, тревожащийся, переживающий - так неожиданно слышать голос вестника, и в бога, у которого такие вестники, хочется даже верить. Он знает судьбу ее наперед, и он не может скрыть беспокойства при беседе. Нервирует объект, конечно. "Я не пугаю, я предупреждаю". Лучше так, чем наоборот.

Бах. Пастораль
Муле. Токката из "Византийских эскизов"
Муле. Ноэль из "Византийских эскизов"
д"Акен. Три Ноэля
Бальбатр. Ноэль "Когда Иисус рождается"


Настоящие рождественские сказки в музыке, причем рождество в землях, где и снег-то редкость, не говоря уже про мороз в минус тридцать. Отдых душевный и глазам приятно. Последний автор ноеля (времен Французской революции), видимо, вдохновлял Вагнера - таких фанфар на органе давно я не слыхала, впечатляет - торжественностью момента проникаешься изрядно. Да и Вагнера я уважаю за волю и отвагу играть рок и вводить его в моду в эпоху тотальной попсы.

Мессиан. Медитации из цикла "Рождество Господне"

А вот "современный" композитор напряг серьезно.  Настолько, что дождаться торжественной части духу не хватило. Трое волхвов, повторяясь на одной ноте, волокли куда-то дары, напрягаясь безмерно, и явно не знали, что с ними делать. Впрочем, медитация почти удалась.

Общее ощущение - плюса скорее чем минуса. Только компании не хватало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий