пятница, 19 марта 2010 г.

Sauer №3 - "рыба фуга"

Исполнители:
Заслуженный артист России Александр Титов (орган)

Обилие людей на весеннем органном концерте порадовало, и вызвало неудобство - ну что, в самом деле, такое, когда тридцать человек с каждого ряда пытаются протиснуться в проход шириной в два кресла? И дышать стало нечем уже после второго номера.
Но это так - брюзжание, а хорошего было.  Про котов тоже,  попозже.


В программе:
Бах. Рождественские органные прелюдии из "Органной книжечки"
Бах. Концерт до мажор по Антонио Вивальди
 
В первой части - легко представила, как Иоганн Себастьян, развлекаясь и разминая пальчики, выдает каждый день очередную прелюдию к главному номеру - хоралу, а кто-то, скрывшись за корпусом органа, стремительно записывает за ним все движения и ноты, чтобы потом представить как очередное гениальное сочинение великого Баха. На месте этого "кого-то" лучше всего получалось представить почему-то небольшой кассетный магнитофон на батарейках, и не покидало ощущение, что они тогда вполне могли быть, а вот мпег-плееров точно еще не было, и поэтому музыка его не стала достоянием широкой общественности сразу по исполнению, а потребовала сначала записи нот и прочего.

Три кусочка следующего сочинения вызвали в памяти последовательно образы утреннего ритуала ритмической гимнастики на полу храма, пока никто не видит; и шума дождя в вечерней осенней тишине; а затем - развеселый пикник в придорожном лесочке - все как в жизни.

Гендель. Сюита из "Музыки на воде"
Ален. Литании
Ален. Висячие сады
Гардоньи. Преображения Моцарта
Гардоньи. 10 хоральных импровизаций
Бах. Токката ми мажор

 
Гендель - самый-самый композитор органа, по-моему, дух его - органный латинского собора, душа которого поселилась в человеке и просилась спеть долгими зимними ночами. 
 
Ален. Композитор сочинял первую часть в ночной тишине большого многоквартирного дома с бетонными стенами и многочисленными соседями, стараясь не будить. Не помогло - соседи все-таки нажаловались на него и изгнали из дома. Автору пришлось отправиться в места обитания органов, чтоб продолжить - и тут-то он и оторвался - органы существа громкие и обитают в местах просторных, для звучности приспособленных.
 
Моцарт, будучи заключен в орган, звучал тяжеловесно и негуманно, даже каменному гостю, наверно,  было бы неуютно. Но узнаваемо, и это было грустнее всего.
 
Финальный номер, когда колонны здания и даже воздух в нем вздрагивают от собственного величия - всегда готова слушать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий