среда, 14 декабря 2011 г.

Русский национальный мюзикл

Именно такое ощущение остается от посещения оперы "Князь Игорь" в местном театре.  
Первый акт - безбожно затянутый, зато в подробностях рассказывающий о бесчинствах оставленных на хозяйстве "братков" во главе с родственником князя. С одной стороны, кому и верить, как не родственникам... а с другой - только они, похоже, и подставляют в истории всех сколько-нибудь доверяющих им правителей. 

Особенно если правителю придет в голову заняться "внешней политикой", причем безо всякого на то повода с половецкой стороны. Короче, все хороши. 
А отдувается за все княгиня, с властью ее чисто номинальной и тотальным ощущением беспомощности, когда одни за другими приходят жаловаться, просить, умолять... и в довершение всего - вот она, изволите ли видеть, внешняя политика в лице половецких отрядов под стенами города. Князь сгинул, братец подставил и явно издевается, бояре являются с дурными вестями - впору удавиться от жизни такой. По сцене то и дело бродят группы людей в рясах со шлейфами (или просто не впору) и носят туда и сюда икону. Та же икона занимает почти всю стену в гардеробной княгини, и создает рисунок на прозрачном занавесе сцены,  толсто  разнообразно намекая на способ управиться со всем этим творящимся безобразием. Причем служители церкви не замечены ни среди защитников города, ни воздействующими на буйного зама-родственника. Никак не помогают, в общем, только обращают на себя внимание, вероятно, с какой-то целью. А до князя в его плену-"армейской тусовке" доходит отнюдь не молитва жены, а обращение-плач, усиленное безвыходностью ситуации, в которой она оказалась по его милости. Сам же он оказался в полевой ставке, увлекшись играми "больших мальчиков" своих времен, и в общем, домой как-то не слишком спешит, не желая признавать превосходство потенциального союзника. Младшим быть в армии тяжело, ага. А как на такое поведение отца посмотрит взрослый сын - сразу делается тошно, и лучше уж притворяться дальше, что "в плену и нет выхода".  Удивительно, что до столь упертого существа доходит-таки благодеяние ближнего, устройство побега, и убеждение князя, что там, в городе, он таки нужнее, чем здесь. 
А сын и вовсе не глядит в отцову сторону: девушки, да еще знатные и красивые, на армейских сборах редкие птицы - туда глядеть интереснее. Тут его и словили, не успел опомниться - разве сейчас все это происходит как-то иначе? И рад Кончак - союзником Игорь ему будет так или иначе, даром что сбежал, родная кровь осталась здесь.  И празднуют победу в "военной дипломатии" армейские чины, а им помогают плясуны и песенники... (весь третий акт - наоборот, совсем коротенький).
История умеренно кровавая, подлая, лживая, бесчестная и мерзкая, в традициях лучших образцов мировых военных и политических подвигов. А живость картины получается благодаря живым, таким человеческим эмоциям героев, от княгини до вояк-дезертиров и мародеров. Жалко только, что автор музыки не нашел себе в компанию поэта хорошего, когда писал свое творение. Слова так и вылазят за размеры, в строчки не ставятся, а о ритме или рифме и слыхом не слыхали. Может, конечно, у них там, в позапрошлом веке, так и было принято, но сейчас мюзиклу за "стихи" по этой причине минус. Вот бы взялся кто-нибудь из гениальных поэтов его переписать... могло бы получиться здорово.
ЗЫ. Неожиданно длинный спектакль - по дороге домой обнаружился почти закрытый книжный магазин, работающий до 22.00. Но время прошло незаметно, невзирая на "стихи". Рекомендую. Впрочем, я небеспристрастный зритель - оперу люблю.
Фото с сайта оперного театра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий