понедельник, 18 февраля 2013 г.

Белая колдунья

Нет, она не была рада нас видеть.

У нее сегодня случился день рождения, и она проводила его за тренингом и вечерним шоу с собой в главной роли, в чужой холодной стране, так далеко от дома, что вечер смешался с утром. Она искала кого-то, кто мог бы стать полезным здесь, как обещали те, кто ее сюда пригласил. Нет, в зале собралось около ста человек, и никто из них не работал в международной или хотя бы национальной компании и значит, не мог представлять настоящего большого интереса. Ну что же,  будем работать с тем, что есть.

- У вас, конечно же, есть много вопросов... Кто-то из вас увлекается профессионально формированием систем? развитием компаний? разработкой  брэндов?
- Да! Как научиться получать удовольствие от работы?

Не совсем тот вопрос, которого ждешь, но лучше так, чем никак.
- Было бы, к примеру, очень хорошо задумываться о таком вопросе, как чему вы будете радоваться в конце вашей карьеры?
Вы, конечно же, слышали про исследования Гэллапа? (Переводчица явно ляпнула что-то не из той оперы, судя по тому, как вытянулись лица присутствующих). Именно они сформулировали дюжину вопросов к сотруднику на рабочем месте, и чем больше положительных ответов на них он даст, тем большей отдачи от него можно  ожидать и лучше чувствует себя он сам не только на работе, но и в жизни.
Работа подходит человеку, когда он имеет возможность развиваться с помощью этой работы, когда у него есть инструменты для движения вперед, когда ему есть чем гордиться на ней. В разных странах, где проводились исследования удовлетворенности работой, выяснялись такие грустные итоги. Например, в Западной Европе, устроенной и благополучной, всего 20% людей любят свою работу, любят приходить на нее, выполнять ее наилучшим образом. А ведь отношение к работе, которой мы занимаемся, напрямую связано с отношением к нашей жизни в целом. Работа занимает больше половины нашей жизни, и если мы не удовлетворены ею, каким может быть отношение к жизни в целом?  
Предпринимателям следует задуматься о том, что работников, обладающих ключевыми компетенциями в компании, если они не удовлетворены своей работой, очень легко переманить. Они уйдут куда угодно, если их не устраивает настоящая работа. А ключевые компетенции - самое главное, что есть в вашем бизнесе. (По лицам собравшихся явственно читалось, что ключевая компетенция их бизнеса - они сами). 
Кроме того, очень важно развивать и удерживать молодежь. Они вообще не привязаны к одному месту работы... (тут лектор улыбнулась, обвела глазами зал и предложила поднять руки тем, кто хотя бы один раз за последние десять лет менял место работы). В зале задвигались, и примерно треть присутствующих подняли руки. "А два раза?" - на этот вопрос подняли руки почти половина остальных. Ну и кто остался - это те, кто менял работу более двух раз за последние десять лет, констатировал лектор. Если бы на вашем месте сейчас сидели ваши родители, большинство из них этого бы не поняли, - сказала она. Эпизод показал, какие на самом деле мощные традиции в первом мире, и как нелегко приходится тем людям, которые их сдвигают, собравшимся за редким исключением было лет по 25-40, и родители их на Западе считались бы вполне активными членами общества, от решений которых зависит многое. 
В то же время лица присуствующих озарились пониманием, когда один из них встал и задал вопрос: "Как бы лишнему не научить их, работников-то?" Озвученная позиция лектора: не волнуйтесь, люди любят работать там, где им позволяется раскрывать свой созидающий потенциал, а вы как работодатели можете им предоставить это. Они могут увидеть результаты своего труда. 

Это более важный мотив к работе, чем деньги, считает автор, а вместе с нею и весь канадский институт коучинга. (За спиной вполголоса реплика: "Конечно, когда деньги уже есть". Ему отвечает второй: "Ага, продал все производственные секреты, деньги есть, можно и в удовольствие поработать"). Так ощущение присутствия в разных мирах росло и ширилось, и по всей вероятности не только у меня, потому что в какой-то момент симпатичная женщина из публики задала вопрос: "Вот вы говорите о мотивации с помощью работы в команде и видов на результат. А у нас вот - менталитет!" - сказав это, она победно оглядела аудиторию. "Наши люди хотят только денег, и больше их ничего не интересует!" -  и села в облаке одобрительного гула. На это главная героиня вечера не растерялась и рассказала историю о работе с руководством (то есть сначала - с руководством, а затем - и со всем персоналом, если не врет) некоей канадской почтовой компании. Им, сказала она, тоже вовсе было неинтересно все, что не касалось непосредственно и лично их, а конкретно их кармана. Но в течение проекта (довольно долгого, на несколько лет, если я правильно поняла) в каждом почтовом отделении, включая сельские (а вы представляете себе сельских почтальонов? вот вам менталитет - не без язвительности отметила она) мы проводили работу по улучшению деятельности почтовых служб, и собирали идеи для улучшения, между прочим, именно от этих самых сельских почтальонов. И именно они сделали так, что смогли гордиться своей работой, именно благодаря им  канадская почтовая компания смогла оплачивать недешевый многолетний проект института коучинга и команды тренеров и снизила свои убытки, а также прогулы сотрудников.

"Люди везде одинаковые, - читалось большими буквами за словами тренера, - их можно научить хорошему, можно научить думать не только о своем ближайшем окружении и о своем кармане, их можно научить тянуться за звездами". "Неееет, - мигали в ответ российские бизнесмены со сложными выражениями лиц, - им главное вовсе не это..."
И Мэрилин коротенько рассказала об основных принципах коучинга как модели развития: существовании рамки (договора), и цикла с тестами для входа и выхода, построенными в соответствии с целевой структурой. В паузах, заполненных корявым запинанием переводчицы с подбором слов на незнакомые темы, она внимательно вглядывалась в присутствующих. Интерес к жизни, к людям, искренняя вера в свое дело, желание нести в мир лучшие плоды своего труда, гордость за принадлежность к чему-то большему  - прекрасные черты человека с протестантской этикой. Благодаря которым первый мир и стал первым.
По мотивам выступления в "школе предпринимательства" выдающейся личности нашего времени, мега-тренера М. Аткинсон.

ЗЫ. Ниже привожу 12 вопросов Гэллапа (цит. по "Сначала нарушьте все правила! Что лучшие в мире менеджеры делают по-другому?» М. Бакингем и К. Коффман, Gallup)

Отметьте на шкале от 1 до 10, насколько данная характеристика относится к вашему рабочему месту.

ЧТО Я ПОЛУЧАЮ?
1. Знаю ли я, что от меня ожидается на работе?
2. Располагаю ли я материалами и оборудованием, которые необходимы мне для правильного выполнения моей работы?

ЧТО Я ОТДАЮ?
3. Есть ли у меня на работе возможность ежедневно заниматься тем, что у меня получается лучше всего?
4. Получал ли я за последние 7 дней благодарность или одобрение за хорошо выполненную работу?
5. Есть ли у меня ощущение, что мой непосредственный руководитель или наставник или кто–то другой на работе заботится обо мне, как о личности?
6. Есть ли у меня на работе человек, который поощряет мой рост?

Я ПРИНАДЛЕЖУ К ЭТОМУ КОЛЛЕКТИВУ?
7. Есть ли у меня ощущение, что на работе считаются с моим мнением?
8. Позволяют ли мне задачи, цели, миссия моей компании чувствовать важность моей работы?
9. Привержены ли мои коллеги, товарищи по работе, выполнять работу качественно?
10. Работает ли в моей компании один из моих лучших друзей?

КАК МЫ ВСЕ МОЖЕМ РАСТИ?
11. За последние 6 месяцев кто-нибудь на работе беседовал со мной о моем прогрессе?
12. Была ли у меня на работе в течении прошедшего года возможность учиться и расти?

Комментариев нет:

Отправить комментарий