суббота, 15 марта 2014 г.

у органа

Как почувствовать себя на десять лет, когда мир вокруг загадочен, прекрасен и при этом вполне познаваем?
Можно пойти в "Галилео", или в Политехнический музей (если вы в столице нашей родины), или вот еще в филармонию, на редкое и прекрасное камерное мероприятие - экскурсию к органу. 
Начало - в фойе, где по случаю баховского фестиваля стоит расписной клавесин, окруженный двумя угрожающего вида фырчащими увлажнителями воздуха.
Нас приглашают в зал, и мы уютно устраиваемся в самом центре - десятка два детишек, и чуть меньше взрослых. Дети - из хора, как выясняется позднее, из приобщенных, и знают тут все хорошо.
К нам выходит Тарас Анатольевич Багинец, органист, и рассказывает про орган. Сколько там километров труб, из чего они, когда построили и кто, и как. Оказывается, вовсе даже недавно - в 1973 году. А до тех пор на сцене не было ничего, кроме кулис.
И показывает на спустившемся с потолка экране кусочек трехмерного тура по внутренностям органа. А там есть что посмотреть - почти четыре тысячи труб, два этажа, куча механизмов, и о планах сделать интерактивное звучание каждой трубы (в дрожь бросает от объема работ). А потом садится и играет небольшую сцену. В почти пустом зале орган звучит потрясающе.
На сцене кучки стульев оркестра, и дирижерское рабочее место у самой рампы. А потом нас приглашают на сцену.
В кулисах относительный порядок. Обязательный вид с авансцены в зал, с "мостика". Светящиеся линии над головой - тросы, с которых свисают софиты и микрофоны, создающие нужный объем звука. Даром что зал "акустический", оркестр весь на авансцену не вылезет, и слышно должно быть всех. 
В двух шагах от короля инструментов. За жалюзи видно трубы из розового дерева (в конце семидесятых в город наш привозили какие-то экзотические фрукты в ящиках, сделанных и этого самого розового дерева. Может, немцам тоже перепало и они решили - чего добру пропадать?)

У пульта управления. Нам все рассказыают, показывают, терпеливо объясняют, какая кнопочка для чего.
Вблизи количество кнопок, рычажков и педалей просто угнетает психику. Похоже на космический корабль в понятиях советской фантастики 50-х :)
"Самая большая труба находится вооон там. А когда его настраивают, то снимают каждую трубу!.."
"- А вот эта кнопочка, она для чего?
- Вот для чего (играет, включив кнопочку). Так - похоже на флейту, а вот с этой - на фагот. Кларнета у нас тут нет, эх..."
Подготовка к каждому концерту занимает часов шесть, потому что произведение включает в себя много частей во многих сочетаниях клавиш (регистров, ага), и эти последовательности настроек надо заранее подобрать и сохранить. Для чего существует множество способов, начиная с ассистента и заканчивая компьютерами.
В местном органе - технологии семидесятых, этакие очаровательные переключатели цвета зубной эмали, компрессор в подвале и проводка на фарфоровых изоляторах, но в Европе есть инструменты вообще без электричества. Никакого компрессора, двое или четверо мужиков садятся на специальные "качели" и качают воздух внутрь. А вместо кнопок регистров - ручки с заслонками, похожие на печные вьюшки. Играть на таком органе - тяжелая работа. Зато "не применяется электричество", сплошная "теплая ламповость", очень исторично.
Справа на панели показатель степени открытости верхнего окошка жалюзи (немцы, подскажите, так ли это), а слева такая же штучка называется "крещендо" и показывает градиент силы звука (о как!). Кстати, в наше время, приехав через полмира ставить довольно-таки уникальную машину в чужую страну, даже немцы перевели бы названия на кнопках (по крайней мере, комплект локализованных названий бы точно привезли), а тут все до последней буквы на самой мелкой кнопочке на немецком. Не удивлюсь, если и инструкцию позабыли перевести. Плюсы глобализации налицо :).
Демонстрация "крещендо". Жалюзи открыты полностью.
Под ногами никакого твердого пола - сплошь струны и ноты.
Органист без рук - вполне реально. Игра ногами на педалях. Зрители в совершенном  восторге.

Еще о технологиях. Сверху - зеркало заднего вида (или вида на дирижера), в квадратном окошечке - вольтметр, за показаниями которого следовало следить во избежание перегорания тонких механизмов, и если напряжения не хватало - не играть. Электричество в семидесятые годы было гораздо более нестабильной штукой... или приборы были более капризными? Длинный ряд разноцветных кнопочек - аналоговый компьютер, с помощью которого происходит настройка органа на концерт.
К сожалению, все эти приметы времени здесь ненадолго. Этим летом орган планируют перенастроить, оснастить компьютером, и вся ламповая роскошь уступит место некоему новому интерфейсу. Справа и слева от пульта - небольшие закрытые дверки с замочными скважинами...
Стоим на сцене и слушаем орган.
- А ведь изнутри-то он наверняка звучит еще по-другому!
- Конечно.
- А вы нам откроете дверку?
За дверку, к сожалению, даже самые маленькие слушатели не проникнут. Там может хорошо себя чувствовать разве что кот. Между репетициями и концертами.
Но внутри кто-то есть. Иначе для чего там свет?

- А теперь... самые смелые могут нажать на одну клавишу!
Моментально выстроилась очередь.
А кто умеет - даже и побольше, чем на одну, может нажать. "Все равно починим".
В общем, ура.
ЗЫ. Следующая экскурсия - 23 марта. Успеть еще можно. А стоит - ни о чем за полтора часа счастья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий