пятница, 5 сентября 2014 г.

Умберто Эко. Средневековье уже началось

Коротенькое эссе начинается с картинки хрупкости человеческой цивилизации. 

Снежный занос мешает вовремя попасть на работу авиадиспетчерам, и самолет падает на высоковольтную линию. Гаснет свет, пропадает вода и отопление, зима довершает начатое. Орды «варваров» (просто людей, которым стало нечего есть – город не обеспечивает себя едой) захватывают города, продовольственные и оружейные склады, образуют небольшие общины, поселки и мобильные бригады. Последние, впрочем, быстро перестают быть таковыми: топливо для средств передвижения закончилось вместе с цивилизацией. Запасы свеч в домах подходят к концу быстро, и только самые фанатичные поборники книг не сжигают их сразу, чтобы согреться. Книги сгорают в пожарах городов вместе с жителями, не успевшими или не захотевшими уйти.
И только в местах, где люди стараются не зависеть от других, все остается как прежде: печи топят дровами, заготовленными летом и осенью, питаются едой, запасенной впрок тогда же, охотой и рыболовством. В качестве примера островов цивилизации автор приводит университетские кампусы, которые быстро станут вооруженными крепостями монастырского толка (у меня сомнения насчет дров и запасов еды на полгода в университетских городках, ну да простим автору такую фантазию). В них тоже достанется и книгам и рукописям, но именно они станут теми местами, где сохраняется Слово. А вот монастыри, особенно старые, хорошо приспособлены для такого «сохранения традиций». Вы бывали в монастырях? Представьте сейчас: именно этот монастырь, который вы посетили, останется на земле в «новом средневековье» и будет хранителем традиций старой цивилизации.
Первое поколение выживших в новом средневековье будет записывать то, что помнят, и только тогда, когда быт (тепло, еда, относительная безопасность) уже налажен. Никому и в голову не придет, конечно, писать о том, как этот самый быт был устроен до катастрофы: все и так помнят, и предпочитают забыть, чтоб окружающие темные века не казались такими уж беспросветными. Будут писать физические формулы, рецепты самогонок, пороха и способы изготовления оружия, заготовки еды и прочие важные для выживания вещи. «Сказки и истории» станут устной традицией. Детали цивилизованного быта станут частью сказок, как наливное яблочко на золотом блюдечке. Дети, которые родились после катастрофы, будут воспринимать эти рассказы именно как сказки, потому что они ничего этого не видели. И не увидят, пока не построят и не придумают заново все, начиная с канализации и водопровода, и заканчивая электросетями на 220В.
И хоть автор и упражняется в схоластике, уверяя, что новое средневековье уже давно тут, - но картинку рисует умозрительную и достаточно натянутую. А итог катастрофы – вот он, в полный рост: десятая часть населения земли выжила, городов нет, цивилизации нет, грамотных нет, правит сила, способная обеспечить витальные нужды. И никому нет дела до карт морских королей, толстенного слоя селя, на котором стоит город Лима, и эффекта Джанибекова. Лет триста. Пока те, кто выжил, не размножатся до такой степени, чтобы выйти к морю и далее везде.
А спустя полтысячи лет, когда цивилизация станет такой, чтоб позволять жить и задавать вопросы о жизни многим людям, откопают заново подвалы Стамбула, Питера, городов Обского царства и что там образуется на месте нынешней Антарктиды. И построят новые витки «истории от древнейших времен до наших дней», конечно, безо всяких катастроф. Так что непрерывная история, изобилующая нестыковками, дырами, лакунами - вовсе никакая не «ложь историков», а просто неспособность человечества сохранить цивилизацию и культуру в планетарной катастрофе, которая случается частенько. Цифровые технологии не только не помогают здесь, но скорее мешают и способствуют утрате информации в катаклизмах. Много книг – это значит, часть из них уцелеет (и уцелели, да, прошлые разы), и их прочтут. А много флэшек и дивиди – это абсолютно бесполезные «предметы культа». Причем, по всей вероятности, те, кто так их первыми назвал, насчет «культа» не так уж и ошибаются.
Хорошо, если это будет не последний этап расширения Земли. И будет кому раскопать наши нынешние «предметы культа» и задать вопросы о причине катастроф.
ЗЫ. Про расширение Земли и Атлантиду: говорят, она была «за Геркулесовыми столпами», в нынешней Атлантике. Если это было так давно, что Земля тогда была не такой большой, то те края, что потом превратились в Багамскую банку, как раз и получаются там где надо, именно что «за столпами». Вероятно, впрочем, что Геркулесовы столпы были не пролив (который вообще говоря появился совсем недавно, в начале 19 века), а горный массив от Пиренеев до нынешних Атласских гор, замыкающий Ойкумену Платона с запада. Земля была меньше, расстояния тоже, и воды было тоже меньше, так что Мировой Океан вполне мог быть представлен какое-то время «рекой Океан».
ЗЗЫ. Зима близко (ц). Не coming все-таки еще пока, но уже совсем рядом.

2 комментария:

  1. Спасибо за ссылки! Как своевременно это для меня! "Работа – это работа над собой, над совершенствованием личности, моральных принципов и качеств, а не рабский труд за копейки на начальника, который иногда и сам не знает в чём смысл этой самой работы. Всё равно всех подведут под лозунг – незаменимых нет! А время уходит......"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На здоровье :) я вам письмо отправила с еще ссылками.

      Удалить