среда, 3 июня 2015 г.

триллеры, сплетни и города у воды

...или ЧИТПЗПВ

Б.Г.Бажанов. Я был секретарем Сталина.
Забавный момент из книги: когда главный герой, сбежав из Советской России через Персию, сдался индийским властям и заявил им о своем желании отправиться в Европу, они ответили согласием и велели ждать. Он провел в каком-то индийском захолустье уже несколько месяцев, когда совершенно случайно выяснил, почему его так маринуют. Оказывается, для любого англичанина "отправиться в Европу" из Индии означало одно-единственное место - Англию. А чтоб въехать в Англию, человек должен быть не просто беженцем, а чем-то полезным беженцем. Выяснением этого и занималась неторопливо английская разведка. Когда автор узнал об этом, он тут же заявил, что вообще-то собирался во Францию... и его моментально отвезли куда просил. Прекрасный штрих мира. И таких там полно.

С.А.Иванов. В поисках Константинополя
Книга почему-то именуется у продавцов "одним из лучших путеводителей по Стамбулу". Невольно посочувствуешь тому туристу, который купится на такую разводку и начнет рассматривать ее именно как путеводитель, да еще потащит с собою по столице мира :) Тяжелая, плохо переплетенная на клей, и вдобавок не содержащая ровно никакой полезной информации для того, кто первый раз в старой столице.
А вот кому она со страшной силой наверняка оказалась бы полезна - так это городским гидам. Бывают такие люди, которые собирают экскурсии и водят их по разным маршрутам, чаще всего это происходит в городах с богатой историей, а маршруты имеют различную направленность.
Так вот, этот самый "поиск Константинополя" ни больше и ни меньше как пособие для такого гида по византийскому прошлому Стамбула-Константинополя. Безумное количество исторических анекдотов разной степени литературности и уймы персонажей, находящиеся друг с другом во всевозможном родстве. Действия, которые они совершали в разных местах города и его окрестностей, иногда так прихотливы и кудрявы, что радуешься таланту древних литераторов так же, как искусству мозаик.
Слушать подобные байки совершенно изумительно группой, от колоритного местного жителя, сидя в маленьком кафе под "обожженной колонной" или на лавочках в скверике у Голубой мечети, или глядя на берег с прогулочного катера. Ну и тем, кто уже знает город и симпатизирует его истории, и вдобавок увлекается византийской культурой (вернее, фантазиями историков на темы византийской культуры) - тоже может оказаться интересной. Если удастся продраться сквозь заграждения из имен, дат, родственных и политических препятствий для понимания :)

Д. Грин. В поисках Аляски.
"Теперь ты говоришь - ну куда же ты отсюда... ты знаешь - главное - прочь, а там все равно" (ц)
Из этой книжки, прочитанной не так уж чтобы недавно, то и дело всплывает один коротенький эпизод. Девочка рассказывает, как родители, когда ей исполнилось семь лет, разрешили самой выбрать себе имя. "И тогда я покрутила глобус и выбрала "Аляску", потому что она была большая и очень далеко от нашего города. Я всегда хотела стать большой и уехать подальше".
Это - и про родительскую любовь. И про ответственность за свою жизнь. И про любовь к родине, между прочим :)
И такого в книжке еще куча. Всяко рекомендую.

А. Розов. Футуриф. Токсичная честность.
Как всегда у этого автора: дивный и прекрасный антураж дивного нового мира: тропические острова, солнце, море, акулы-людоеды. Множество местных жителей разной степени адаптированности, коктейли рекой, вечеринки до утра, танцы в воде, перемежающиеся разговорами о политике и бизнесе - судьбы мира надо решить по-быстрому, а потом продолжить.
Автор исправляется после претензий к "Меганезии", звучащих как "откуда у тебя такие люди?", рассказывая, откуда (секретный биологический военный проект, а как же).
 Как всегда - иные, нежели ранее, но столь же совершенно неправдоподобные "начальные условия", приведшие к ровно такой же неправдоподобной картине всеобщего блага пиратов на обломках от крушения проектов старой цивилизации.
Как всегда - Фортуна в лице автора "любит молодых и рьяных", абсолютно очаровательные персонажи, симпатичные, как д'Артаньян, так же ровно делающие гадости, но описанные отлично, живо и с симпатией.
Как всегда - адски многабукв (ц). Но, в отличие от прошлых прочтенных мною его опусов - этот можно читать, не заснув на первых шагах бесповоротно, он не занудный. Может, автор сделал скидку на невеликий интеллект домохозяек, и стал писать короткими фразами, и громко проговаривать все до единого намерения персонажей - поэтому?

Д.Гришем. Фирма (за сюжетом сюда:))
Увлекательное чтение, занимательный сюжет, отличная "картинка" у автора получается. Радуют воспоминания о хорошем знакомом, притворявшемся в виртуальном мире главным героем книжки, и старательно сживавшимся с его ролью как в сети, так и живьем. Другое дело, что опыт все портит: на том месте, где в начале девяностых было бы читать захватывающе и интригующе, сейчас остается разве что вздохнуть о тех вегетарианских временах, когда посторонние имена и наличные в сочетании с темными очками были вполне себе способом скрыться от преследования и преступных группировок, и ФБР.  Немного странной (с того же пригорка) выглядит мотивация, которую применяют "старшие товарищи" при приеме на работу главного героя: все эти импортные машины, "большие" кабинеты (аж три на три метра) с окном и дорогие костюмы - важно для комфорта, но отчего-то в упор не верится, что они могут определять выбор карьеры.
Интересно читать о местах, известных по другим книжкам (например, того же Грина) - Флорида, Панама-бич, пляжи на островах Карибского моря, и узнавать их - возникает стереокартинка.
Завершение книги не производит впечатления "счастливого конца", по крайней мере для главного героя и его семьи. Зато производит впечатление "конкисты пионеров в диких землях", где необходимо начинать жизнь сначала, и она вообще не имеет ничего общего с той, которой они жили до сих пор ("продолжение следует" тогда еще не принято было писать в финале книжек, а тут оно прямо-таки подразумевается).
Значительно радостнее думать об удачно сложившейся и приятной во всех отношениях дальнейшей жизни главной героини. Ведь ничто не мешает представить себе ее, свободную, красивую и обеспеченную, которая начинает жизнь своей мечты. Ведь хорошо известно, что " в сорок лет жизнь только начинается" (ц).

Шерлок Холмс. Этюд в розовых тонах (первая серия, я ретроград)
В кино время от времени всплывают большими буквами написанные цифры "2009", ну чисто чтобы зритель не перепутал - это не викторианская Англия :)
К заглавному герою, пожалуй, привыкнуть можно - протеста не вызывает. Зато доктора Ватсона в исполнении М. Фримена можно показывать отдельно вообще, так же, как другого моего любимого англичанина - Тима Рота.
Быстрый фильм, мелко нарезанный клипами-слайсами - для облегчения восприятия современным зрителем. Для увлеченного первоисточником фаната книжек по ходу сюжета щедро рассыпаны цитаты из рассказов, которые довольно искусно перемешаны в данном "салатике"-нарезке, и делают просмотр увлекательной игрой "угадай источник".
Странными показались реверансы в сторону государственных служащих - вероятно, в эпоху победившего государства так и должно быть. Но царапнуло.
Второе, ради чего я и дальше буду его смотреть (кроме доктора Ватсона) - Лондон. Такой закопченный, сырой, покрытый плесенью и копотью гигантский город на маленьком острове. Отдельный герой, создающий видеоряд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий