пятница, 2 февраля 2018 г.

Zauberflöte

Премьера нынешнего сезоне в опере - Моцарт, Волшебная флейта. 

Неровно дыша к Моцарту (да, у меня банальный музыкальный вкус), я охотно сговорилась посетить это культурное событие, ожидая скушной, как в прошлый раз, постановки и плохих голосов. Но даже предположить не могла, насколько я ошибаюсь!
Upd (инфо с сайта uralopera.ru): 
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА
Опера-зингшпиль в двух действиях
Возрастная категория 12+

Либретто Э. Шиканедера
Дирижер-постановщик – Оливер фон Дохнаньи
Режиссер-постановщик – Дэниэль Слэйтер
Художник-постановщик – Франсис О’Коннор
Художник по свету – Евгений Виноградов
Хормейстер-постановщик – Анжелика Грозина
Продолжительность спектакля 3 часа
Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами и диалогами на русском языке
Премьера состоялась 14 сентября 2017

Зал встретил нас занавесом из тонкого тюля, с рисунком из труб и шестеренок (картинка выше). И вдобавок полезным новшеством для всех тех, кто не любит читать мелкие буквы в темноте и не подкован в иностранных языках настолько, чтобы понимать, о чем поют исполнители (подозреваю, они и сами не всегда это понимают). А именно - пара экранов по обе стороны сцены для субтитров по ходу спектакля. Очень полезная вещь, вне всякого сомнения.
Народу было полным-полно; сзади нас сидела компания студентов одного из исполнителей главной роли, они весело обсуждали подготовку спектакля и подпевали в особенно любимых местах, создавая забавный стереоэффект.
И вот начало: на увертюре во весь занавес развернулся смешной слайдфильм с начальными событиями, с текстами и на слайдах, и на экранах, и с картинками в стиле манга-стимпанк.
После этого свет "подтаял" тюлевый занавес и действие началось прямо за ним, на сцену с парашютом спланировал и "разбился" главный герой, и три дамы наперебой принялись привлекать его внимание... В общем, сюжет известен, а момента, когда "растаял" тюль, я почти не заметила, до того восхитительной была картинка на сцене. Каждый костюм вновь появляющегося персонажа, каждый предмет в его руках или на сцене - радость для глаз и восхищение. Каждая смена декораций - увлекательное, как фейерверк, зрелище, ресект огромный художнику и режиссеру. А уж появление хора "безумных ученых", всех как один в защитных сварочных очках на лбу - поистине находка. Если припомнить классические театральные постановки, будет понятно, что сюда просто перенесли по максимуму зрелищные приемы из драмы и остальных жанров театра - очень уместно, чревычайно эффектно, изящно и захватывающе.
 Фото сцены из спектакля с сайта оперного театра
Как пролетели три часа спектакля, я даже не заметила, что весьма показательно. На фоне изумительной сценографии и авангардных аранжировок исполнители могли бы, конечно, и вовсе не петь, но даже и пение легко было пережить и оно нисколько не портило общего впечатления. В какой-то мизансцене мелькнули "ворота" из той постановки, прошлого века, в другой момент показалась уж очень затянутой и тоскливой пропагандистская ария "сил света" (и почему всегда получается так, что "добро" уговаривает к нему присоединяться заунывным и исполненным тоски голосом? загадка), но радость жизни в конце концов победила добро, хотя в пафосе авторам до Вагнера, к примеру, ой как далеко.  
Резюмирую: если вас не смущает отсутствие в нашем оперном подходящих для этого спектакля голосов и мирового уровня исполнителей, на восхитительную постановку сходить стоит.

2 комментария:

  1. Субтитры - супер! А на афише было написано, что это экспериментальный спектакль, студия или что-то подобное? Как всегда, спасибо за рекламу! "коль жив я буду, чудный город навещу..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Субтитры прекрасная идея, да, до сих пор видела их только в драме для импортных спектаклей. Но в опере они еще нужнее, пожалуй, а уж в балете!..

      Удалить