суббота, 20 ноября 2010 г.

Конструктивизм на пленэре

А вот сегодня пошел снег и засып'ал город весь день, прямо от души.
Профессор из арха Л.Смирнов читал на натурном материале всем желающим лекцию о свердловском конструктивизме.
Натурным материалом выступали жилые комплексы в центре города, на улице Ленина, за № 52 и 54.
 Дом-"гребенка" хорошо виден на плане. Кроме того, в левом верхнем углу виден еще "серп" гостиницы Исеть, а за №50 через дорогу - здание киностудии.
Кроме того, упоминались и киностудия, и городок чекистов с гостиницей Исеть, и почти все значимые здания центра.
Народу было немного, человек двадцать. И то сказать - погода располагала скорее ко глинтвейну или просто пододеяльному обозрению телевизора. Но те, кто пришли, нисколько не пожалели. 
(дальше много букв и картинок)
Ленина, 52 - многокорпусный шестиэтажный комплекс, предназначенный для "строителей новой жизни" и построенный по всем правилам: просторный, с зелеными дворами, оснащенный котельной, лифтами (!), поликлиникой, детскими садиками, школой, фабрикой-кухней и столовой.
Два наружных корпуса - коридорного типа коммунальные квартиры (но - о двух этажах каждая). Сейчас там может жить хоть сколько людей, но в 30е годы три комнаты считалось небывалой роскошью - и в каждой из квартир с выходом в коридор обитало по три семьи. И то сказать: кругом бревенчатые избушки, грязь по шею и деревня, - а тут - шесть (!) этажей (Прошу заметить, никаких кранов в строительстве тогда не применялось, ибо не было их как класса), роскошные квартиры со своей лестницей внутри (господские хоромы), и ванная с горячей водой прямо дома (!), и котельная во дворе. Необычайно, просто знамя зари новой жизни. Кроме шуток.

В этом доме жил Николай Иванович Кузнецов, в коммуналке. 
Местный житель из числа присутствующих любезно проводил нас в двери и показал, что внутри.
 Лестничный угол.
Коридор выполнял объединяющую роль: широкий, светлый, окнами в зеленый двор.
 На фото коридор, в нем светло, а окна выходят во двор, занесенный снегом
Все дворы образованы корпусами самого здания-"гребенки", выходящего на улицы торцами, и связанного переходами с обслуживающими и хозяйственными постройками.
Вход в крайние корпуса располагается в торцах под козырьками, скромно так, по-пролетарски, а подъезды средних частей, "секционных", выполнены удобными и красивыми нишами.
Над ними располагаются квартиры окнами на три стороны света: там всегда солнце и тепло. Эти жилища предназначались для более знатных строителей новой жизни: специалистов и других грамотных людей. Самые роскошные жилища, конечно, располагались в "городке чекистов", куда мы не пошли, но все и так его знают. Приводили в пример "квартальной комплексной застройки", с чем и не поспоришь.
Фасад с функциональными окнами и эркерами. Слева крытый переход в служебный корпус.
Фабрика-кухня, столовая, детский комбинат - символы освобождения женщины от домашнего рабства. Располагались частью в центральном блоке здания, а частью по соседству.
Знаки конструктивистов - круглые окна, "летящие" балконы, ритмичные функциональные фасады: по внешности фасада можно легко догадаться о том, что за ним скрывается.
С такого балкона всем соседям можно смотреть первомайскую демонстрацию - он выходит на улицу Ленина.
Причина, по которой балконы в конце 30х "утратили популярность" - не раскрыта лектором (ну или я не поняла или прослушала, пробираясь через сугробы). Зато услыхала недоумения по поводу изменения стилевых элементов постройки в зданиях конца десятилетия. Они, дескать, двигались к "имперскости", обрастали лепниной, декоративными деталями, и даже (о ужас!) колоннами. По-моему, в этом нет удивительного. Архитекторы конструктивизма строили чистую идею новой жизни.
Но жить в эти дома пришли люди, которые желали чувствовать себя хозяевами в новом мире. А хозяева, по их же собственным понятиям - должны жить не в бетонных коробках, но во дворцах.
 Вход в роскошное жилище довольно аскетично выглядит, хоть и с колоннами
Понятие же "дворца" - это не только горячая вода в кухне, теплый туалет и ванная в квартире и детский садик в просторном зеленом дворе. И даже не только лифты, возносящие аж на шестой этаж, откуда видно половину дощато-бревенчатого старого города. Этого всего не видно окружающим, им не похвастать молча.

Давешний детский комбинат внутри квартала, ныне общага. Строился в конце 30-х, когда чистая функция уступила место дворцовости. Обратите внимание на балюстрады и колонны.
А  дворец - это красивый дом, дом с колоннами и узорами, дом, в котором _очевидно_ живут важные люди. Потому и изменились постройки в зависимости от требований заказчика, потому и обросли колосьями-колоннами-кронштейнами. Иначе и быть не может.

 Красота в виде рустов и рельефов на фасаде

"Последним из домов-комплексов-коммун" назван прекрасный дворец на Шейкмана, 19. Кто там бывал - тот понимает, почему он дворец и почему постройки видоизменились именно в эту сторону.
"А вот почтамт почему-то, достраивая в это же время, не стали украшать" (ц) - легко догадаться, отчего. Во-первых, почтамт всегда был почтамт, а не жилое здание, то есть практически фабрика-завод. А во-вторых, форма его "идеи" - трактор. Кто и когда видел трактора, украшенные колоннами и лепными финтифлюшками?
И еще множество интересных и необычных вещей узнали собравшиеся в этот день. Например, миф о том, что радиусные торцы зданий и вообще круглые сооружения разных дворцов культуры и прочих общественных мест того времени строились такими не от того, что их архитектор такими придумал, а от безденежья и отсутствия обучения. Неграмотные рабочие клали кривые стены, а прорабы в ФЗУ не учились, ибо были взяты из деревни. И материалов, дескать, не хватало на квадратные здания, а круглое поболе площадью будет при меньшей поверхности.
Не оспаривая последнего (ибо правда), позволю себе заметить, что, например, для круглого открывающегося окна потребна и квалификация исполнителя повыше, и материалов побольше, чем для прямоугольного той же площади. И требования к качеству готового изделия другие. Не случайно и посейчас круглые пластиковые окна (а уж на что технологии сменились) делает мало кто и хочет за это сильно другие деньги, чем за массовые продукты. То же и для кровли, к примеру. Так что округлые торцы имеют природу чисто идеологическую, на мой взгляд. Как и в "доме-авианосце", удивительно впечатляющем и прекрасном.

Принципы конструктивистов:
  • Функциональность, идущая изнутри - наружу, из помещений на фасад.
  • Гигиеничность быта: воздух внутри и снаружи помещений, зелень, свет и тепло - должны быть.
  • Предназначение - лучшее украшение любой формы. Так, общественное (предназначенное для собраний) - круглое.
  • Использование достоинств природы и места в сооружениях, не "прогибаясь" в то же время ни под природу, ни под место (потому бетонных козырьков, увы, на сто лет не хватило).
  • Учет социального заказа: архитекторы и конструкторы так же увлечены идеей новой жизни и так же вдохновляются светлым будущим, как и те, кто должен пользоваться их работой.
  • Системный и комплексный подход, свойственный вообще конструкторам и людям с инженерным типом мышления. 
Соглашусь практически со всем - нравится мне этот стиль. 
И респект городским архитекторам, придумавшим и воплотившим такую отличную идею к дню рождения родного города: ежедневные лекции-экскурсии на разные темы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий