суббота, 11 февраля 2012 г.

Орфей сладкозвучный

Сегодня в филармонии орган и уникальный голос.

Бах. Концерт ля минор по Антонио Вивальди BWV 538
Вивальди. Кантата "Cessate, omai cessate"
Вивальди. Ария Анастасия "Vedro con mio diletto" из оперы "Джустино"
Вивальди. Ария Фарначе из оперы "Фарначе"
Бах. "О, человек, оплакивай свое прегрешение" BWV 622
Глюк. Ария Орфея "Что мне мир без Эвридики" и "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика"
Бах. Токката и фуга ре минор в дорийском ладу BWV 538
Джакомелли. Ария Епидида "Sposa, non mi conosci" из оперы "Merope"
Порпора. Ария Ациса "Alto giove" из оперы "Полифем"
Моцарт. Анданте фа мажор
Гендель. Ария Ринальдо "Cara sposa", речитатив и ария Альмирены "Armida dispietata" из оперы "Ринальдо"
Гендель. Ария Ксеркса "Ombra mai fu" из оперы "Ксеркс"

Исполнители: Тарас Багинец (орган), и лауреат международных конкурсов Артем Крутько (контратенор)

Сегодня - концерт редкостей. Вивальди на органе, оперы с названиями и авторами, звучащими незнакомо, но по-итальянски - на нем же, а все потому, что наконец нашелся человек (нормальный человек, всячески подчеркивала вадущая), который может это спеть. Ибо полтораста лет (получается, если верить Жабинскому, практически с самого начала оперы как искусства) красивым считали именно нежный и высокий голос мальчика, а никак не густой баритон или тем более бас. Мужчины пели исключительно злодеев, ну или каких-то смешных персонажей, а герои были сплошь "кастраты", и это даже не фигура речи. Ну и количество оперного творчества поистине изумляет, и опять же говорит о том, что не для одного человека они были написаны, и не для одного города или даже страны. В общем, тотальная мода.
Начинается так. Вивальди в изложении органа - штука сама по себе интересная для слуха, но для глаз никакая (хоть бы слайдфильмы какие-никакие уже показывали, что ли), а тут вдруг  на сцену выходит небольшой паренек и стоит смирно, ожидая вступления. И - вдруг запел. Зал забыл дышать... и то и дело от непроизвольных спазмов связок кто-нибудь то здесь, то там сдавленно кашлял. 
Замолк орган, тает в воздухе голос, и несколько мгновений стоит ошеломленная тишина. Исполнитель растерянно поклонился, и вот тут-то аплодисменты и рухнули. Длиннейшая "кантата", которая отлично связывается с прогулкой в гондоле в теплую погоду, оказалось, сочетается и с органом, и с морозом :) и с кашлем слушателей. И со скрипкой - молитвы, жалобы, стенания, упования и надежды, восторг и упоение - легко находят в таком исполнении путь к ушам Господа.
Затем он волшебным голосом спел несколько (десятков?) арий (мужских и женских) из многочисленных опер, отличающихся только названиями, которые, по рассказам ведущей, так и пеклись в Италии и вообще в Европе, как пирожки. То есть в каждом городе - по нескольку театров, и ни один из них не ставил то же самое что и другой не только одновременно - но и вообще.  Неудивительно, что в таком массовом искусстве родилось довольно много выдающегося.
Но гениальное все равно оказалось не итальянским, а  чешским немецким - "Мелодия"...


Да, охотно верится, что Орфей пел именно так, заслушивались все, даже море и скалы. 
В перерыве на органе же исполнили пьесу Моцарта для мобильного телефона, то есть  механических часов - забавная игрушка.
ЗЫ. А кроме того, прекрасная новая аппаратура филармонии погружает слушателя, где бы в зале он ни находился, прямо в центр звука - отлично получилось.
Пока, безусловно, лучший концерт из всего мною слышанного в нашей филармонии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий