пятница, 15 октября 2010 г.

Тайский день

Сегодня я на своей шкуре почувствовала "Дни Таиланда", объявленные в городе одним из массажных салонов.



Часть первая. Путешественническая.

В Центре современного искусства - фотовыставка-отчет о путешествии в Бангкок и Чианг Май двоих местных фотографов.
Необыкновенно приятно видеть яркие цвета и чистое тайское небо в центре города, накрытого серыми низкими тучами, из которых вот-вот пойдет снег. Крупные фотографии честно показывают детали жизни столицы и северного города. Но преследует ощущение "что-то не так". Впечатление от "живого Тая" совсем не равно впечатлению, создаваемому красивыми и выразительными фото профессионалов. Подумала. Сравнила со своими. Обнаружила разницу.
Фото на выставке представляют детали, выхваченные объективом из фона, высвеченные и оформленные рамкой. Детали "экзотические", но в то же время понятные, красивые, описанные в первоисточниках и оттого имеющие статус "лица страны". И изредка - общие панорамные планы, скрывающие частности, оставляющие ощущение картинки из телевизора.
Чего нет на этих фото? Того, что видит обычный человек, не профессионал, оказавшись на незнакомых улицах чужого города. Видов улиц с домами, вывесками и спешащими по своим делам жителями, зверей и людей за обычными, человеческими занятиями. Нет того общего, что так похоже в жизни людей разных больших и маленьких городов - самой повседневной жизни. Именно она, обычная жизнь, своими "маленькими отличиями" и создает тот особый экзотический и неповторимый запах страны. А детали - да, хороши.

Часть вторая. Про центр современного искусства.

После ярких, солнечных фото теплых стран тем более мрачными размытыми нюансами показались нам живые и настоящие картины уральских художников прошлого и настоящего. 
Крупные полотна, рассчитанные на огромные свободные пространства, теснятся в зале с перегородками метрах в двух друг от друга, позволяя разглядывать себя только "искоса", отойдя в дальний угол и высовываясь из-за него. Монументальная живопись - для каких она пространств, думала я, выискивая очередной угол, откуда картины не казались нагромождением цветных мазков. Где в двадцатом веке эти помещения, которые можно украсить такими картинами? Ответ оказался всего один - фойе дворцов культуры и прочих обкомов партии и других общественных зданий. Вот там, в просторных залах и коридорах, по которым можно ездить на танках, этим картинам было бы уютно, они там на своих местах. А в зале галереи теснятся, нависают над зрителем, отталкивают его в уголок :) 
Искусство занимает все отведенное ему пространство.
Единственная из больших работ, которая оставляет радостное впечатление - "Толькинсон" Михули-Морозова. Большой триптих, яркие цвета, множество фигур - традиции шпалерного мастерства делают нахождение рядом с работой уютным и домашним. Спасибо автору, которого, по всей вероятности, зовут Анатолием.

Часть третья. Выше по лестнице.

На третьем этаже, куда ведет очередная неудобная лесенка, располагается выставка "фото из Коммерсанта" - кадры всевозможных официальных лиц в официальной обстановке, схваченные в момент, который приходится у человека на моргание глазами. А вот аппарат, да еще в режиме непрерывного фото - зафиксирует и так отразит, что остается только удивляться. Настолько неожиданно и смешно человек может "проходить" через различные позы, так удивительно "встречаться" с предметами и забывать следить за лицом. Как все люди. Но всех людей никогда не снимают пулеметной очередью с участием сотен фотовспышек. А вот политикам, артистам, спортсменам - повезло. Смотрите, люди, учитесь владеть собою.

Часть четвертая. Из всех искусств для нас важнейшим является кино (ц)

С выставки - бегом со всех ног в кинотеатр, на анонсированный фильм - историческую новеллу "Три королевы Сиама".
 (фото из сети)
Сказка для подростков, навеянная "Пиратами Карибского моря" и национальными историями, красивая и наивная. В тайских декорациях, с участием просто пушек, "Больших пушек" (которые побеждают "простопушки" на раз, и "Очень большой пушки", которая деморализует обладателей "Больших пушек" и способствует их поражению.
А вот и подтверждение - в английской версии кино так и зовется, оказывается.
А также принцесс (или даже королев), принцев, бесчисленных их родственников, храбрых военачальников, злодеев и ренегатов. Причем, что интересно, злодеи и ренегаты - члены той же семьи, что принцессы и королевы: война имеет смысл только с равными себе противниками. Потому же и положить жизнь на то, чтоб создавать препятствия бизнесу "каких-то пиратов" достойным занятием не считается, а вот развитие и совершенствование ремесла до искусства и магии - очень даже.
Смешных моментов тоже множество. Чего стоит хотя бы летящий прямо на зрителя парусный тримаран, да так шустро, что парус выгибается ветром назад. Или еще - персонаж вылезает из-за борта корабля на планшир шириной с полку в поезде, к которому крепится целая гроздь свободно болтающихся вантов. Сам корабль глобален, как ледокол "Ленин" - борт уходит в воду вертикально почти на всем протяжении. Грузоподъемность пиратского транспорта впечатляет :)
Страдает перевод - оригинал, по всей вероятности, сначала очень приблизительно перевели на английский, а потом оттуда еще на русский. Местами остается только догадываться, что имелось в виду в тексте. Потому что английский перевод привнес в текст множественные аллюзии из Звездных войн; не то чтобы я была против Звездных войн - но в тексте речь явно не просто о темной и светлой стороне силы :)
Одна из моралей сказки - о том, что магия Природы значительно сильнее и мощнее магии Порядка. Но и той, и другой магии вполне под силу научиться обычному человеку, только надо положить на это занятие жизнь и пожертвовать всем, что тебе дорого, как водится. Платой за могущество является, как всегда, одиночество, а эмоции - разменная монета в ходе обретения понимания, то, чем могущественные люди - маги ли, короли или искусные мастера - платят за новые горизонты мира. Счастье, любовь и ненависть - то, чем питается магия, и то, чего становится в жизни все меньше, по мере того как магия меняет мир вокруг мага.
Добра и зла не бывает - большими буквами пишут создатели этой детской сказки для тайцев. Добро и зло создаются стороной, с которой ты смотришь на соперника (собеседника, родственника) - не врага. И создает эта позиция ту знаменитую на весь мир толерантность тайцев в жизни, то спокойное отношение к тараканам в головах фарангов и своих сограждан, которое делает жизнь в Тае такой комфортной.
На одной из фотографий (см. часть 1) изображены были детишки, играющие на веранде. Коллега заметила: "Какие взрослые лица у этих детей". И верно - ведь они с самого начала уже знают как свойство мира то, что люди в нашей стране не могут понять иногда, прожив долгую жизнь. Религия, безусловно, играет тут важную роль - христианский дуалистский или буддийский "бэкграунд" определяет образ мыслей человека раньше, чем он начинает ходить и говорить, и на всю жизнь решает, будет ли человек счастлив, или наоборот, предпочтет страдать, ловя от страданий истинный кайф. И будет ли он находить радость в спокойной жизни, труде, игре и созерцании, или ему нужен будет регулярный протестантский адреналиновый всплеск.
ЗЫ. Да, "традиционных семейных ценностей" фильм не только не утверждает, но даже напротив.
ЗЗЫ. Рекомендую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий