воскресенье, 16 марта 2014 г.

Архетип мира фэнтези

Мы привыкли к тому, что в средневековом мире наличествует магия, в нашем или литературном (а литературный мир - он ведь тоже наш, вне всякого сомнения). В каком бы то ни было виде: волшебные предметы, люди-волшебники, живущие в башнях, или магические места, или слова, или способности... Магии можно обучиться, можно ее использовать, и всегда есть учитель, который ведет ученика в этом путешествии.


По мере того, как средневековье сменяется "новым временем", все громче раздаются голоса о том, что магии никакой нет. Паровые машины, подзорные трубы, электрические приборы занимают место магических артефактов. И наконец магия полностью исчезает из мира, в котором начинает царить технология.
Если наложить на этот мир гипотезу смены полюсов, и предположить, что "магией"  в средневековом мире называют продукты высоких технологий, оставшиеся в мире после катастрофы, получается довольно гармоничная картинка. Люди, в руках которых остались технологичные останки, особенно если они умеют ими пользоваться - становятся в глазах второго-третьего поколения остальных волшебниками. А рассказы про то, как мы сейчас живем - выглядят вполне себе волшебными сказками на фоне окружающего темного времени. Места, в которых еще не иссякли (а особенно если не испортились) источники энергии, становятся долинами бессмертных и островами блаженных. Предметы, в которых пока работают батарейки - магическими артефактами небывалой мощи. Вся эта магия живет до тех пор, пока не иссякнет энергия. Возобновлять же ее не получается и некому: нет заводов, на которых роботы делали батарейки, да и роботов самих уже тоже нет, и починить тех, что были - нет возможности. Так что магия постепенно приходит к концу. Finis.

Свидетельство в пользу этой мысли - факт "магию никто никогда не развивает". Нечем развивать, прошлые высокие технологии невосстановимы на текущем уровне развития цивилизации. Все, кто дотянется, может только изучить "как эта штука работает", запомнить последовательность нажатия кнопок и команд, и может использовать их, переходя ко все более могучим и энергоемким механизмам.
Почему архетип? Если предположить, что катастроф случалось несколько, взять цикл - около шестисот лет, и вспомнить новейшую историю технологии, то получится, что мы живем без магии и в современном мире всего около полутора сотен лет. Четверть цикла. А три четверти жизни цивилизации человека окружает мир фэнтези, мир "меча и магии", драконов и фей, полых холмов. Мир, который занимает в жизни человечества такое место - не может не остаться в "коллективном бессознательном". А когда в мире снова придумывают паровые машины, электричество и химию - прошлая высокая технология окончательно остается только сказочными снами и в детских книжках.

ЗЫ. Античность - это литературный сплав окружающей границы нового времени и средневековья, и магических рассказов о прошлом, конечно. Средневековое фэнтези, короче :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий