среда, 7 марта 2012 г.

канун праздника

Сегодня в филармонии тема "Орган + виолончель (в рамках Баховского фестиваля)"
Исполнители:
Победитель Всероссийского конкурса органистов, лауреат международных конкурсов Тарас Багинец (орган)
Профессор Денис Северин, виолончель (Швейцария)
В программе:
Вальтер. Концерт си минор (по Джузеппе Меку)
Бах. Прелюдия и Фуга до мажор для органа соло
Бах. Сюита до минор для виолончели соло
Вивальди. Соната для виолончели и органа си-бемоль мажор
Телеман. Соната для виолончели и органа ре мажор
Вивальди. Соната для виолончели и органа соль минор


Нарядная публика собиралась на концерт в течение всего первого отделения - таких стоящих улиц давненько не бывало уже в городе.
Ожидалось нечто необычное: мощь органа в сочетании с таким нежным и чувственным инструментом, как виолончель, обещали полеты в неведомые миры. Однако предваряющий "сюиту" монолог бабушки-сказочницы об исполнителях и танцах, композиторах-ровесниках и их обычаях на десятой минуте заставил заподозрить неладное. В самом деле, зачем излагать слушателям, что именно они услышат в произведении и как это следует понимать, разве это не ухослышно (аналог "очевидно")? Оказалось - вовсе нет. Бедные швейцарцы. Зал всю сюиту вздыхал, кашлял, и подрывался поаплодировать после каждой части :) зато как-то не спешил хлопать после того как исполнитель встал. А я похлопала - разве не счастье, что он закончил и ушел? Несчастный инструмент под руками "швейцарского профессора" настойчиво способствовал сну, но то и дело издавал хриплые лязги, многократно усиленные новым аппаратом. Видимо, у автора музыки было на редкость мерзкое настроение в период ее написания, и исполнитель его адекватно собственному разумению воспроизводил. Или их там в швейцариях именно этому учат? Органист не спасал: орган можно и отдельно послушать, думала я, без неприятных дополнений. И уже совсем было собралась покинуть концерт в антракте, но вовремя встреченные знакомые и захватывающая экспозиция в фойе (к сожалению, без указания автора где бы то ни было) уберегли от опрометчивого шага. 
Второе отделение прошло гораздо, гораздо приятнее на скамеечке в фойе. В дуэте и отдалении хуже различались кашли и совсем не чувствовались тычки в бок соседей и тона пилы ("настоящий педагог" (ц) ведущая), а пара фраз в последней сонате Вивальди так даже слегка реабилитировали компанию исполнителей в моих ушах.Замечательно, что произведения "неталантливых" авторов (опять же (ц) ведущая сказочница) у исполнителей получались как-то душевнее, что ли.
Пришло в голову, что в 18 веке, практически как и сейчас, композиторы, ничуть не стесняясь, тырили друг у друга темы, мелодии и произведения целиком. Тогда это было значительно проще и безнаказаннее сделать, а последующие поколения, затрудняясь определить истинного автора, обзывали музыку "вариациями на тему..." или там "переложениями". В общем, диджейские сообщества и тогда, как и сейчас, вовсю процветали, потому что людям нравится слушать давно знакомое и привычное, а вовсе не наоборот, как можно было бы подумать.
PS. Публика дефилировала в огромном разнообразии вязаных прикидов: платья с оборками, палантины, жакеты-шарфики-жилеты - без счета, но апогеем, безусловно, явились вязаные из тонких нитей, распяленные на металлических кольцах см по 8 в диаметре колье и серьги на одной элегантной даме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий